Ховаварты на Урале. Логотип

Ховаварты. Членский билет Союза RZV
Ховаварты на Урале. Всемирная кинологическая Федерация FCI
Ховаварты на Урале. Союз собаководов Германии VDH
Ховаварты на Урале. Российская кинологическая Федерация РКФ
Ховаварты на Урале. Германский Союз разведения ховавартов RZV
Ховаварты на Урале. Международная Федерация Ховавартов IHF

Ховаварт слишком умен и изобретателен, чтобы тупеть оставленным в одиночестве!
ГлавнаяО насО породеСобытияСсылкиКонтакты
АнкаМакарРикаГрингоФотоВидеоНаши щенки
БиблиотекаГостевая книгаКарта сайтаФорум
Владимир и Оксана
г.  Екатеринбург
телефон: 8-912-245-31-55
e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Развитие щенка от одноклеточного зародыша до взрослой собаки Печать E-mail
Автор hovik   
27.01.2010 г.
Развитие щенка от одноклеточного зародыша до взрослой собаки.

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ

Как вырастить собаку, здоровую физически и, что не менее важно, психически? Как сделать так, чтобы рабочие качества и экстерьерные данные, полученные щенком от родителей, наиболее удачно проявились у взрослой собаки? Оказывается, организм проходит в своем развитии несколько этапов и существуют особые чувствительные периоды его развития, когда различные воздействия воспринимаются им особенно остро и могут сказаться на животном, уже когда оно вырастет. Развиваясь в организме матери, эмбрионы в определенное время проходят "испытание на прочность". Один и тот же фактор окружающей среды , совершенно безопасный на одной стадии развития , на другой стадии может стать ryбительным для зародыша даже в малых дозах. Такие периоды повышенной чувствительности организма к различным факторам окружающей среды щенок будет проходить и после рождения до полного взросления, но тогда это будут уже в основном влияния на характер и психику щенка. Их называют КРИТИЧЕСКИМИ ПЕРИОДАМИ.


Для того чтобы щенки родились крепкими и здоровыми, необходимо знать, когда именно эмбрионы проходят критические периоды в развитии. Но не менее важно знать сроки критических периодов развития щенков после рождения, так как в это время складывается будущее поведение и характер взрослой собаки. Сроки критических периодов после рождения не абсолютны, но в общем применимы к большинству щенков и собак. Ранние критические периоды (до 16-недельного возраста) одинаковы для всех собак, независимо от возраста и породы. Сроки поздних критических периодов (с 4 месяцев до полного взросления) сильно зависят от размера и породы собаки.

ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (период внутриутробного развития) и его критические периоды.


Развитие зародыша начинается с оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Половые клетки содержат одинарный набор хромосом (у собаки их 39). При слиянии ядер яйцеклетки и сперматозоида получается полный хромосомный набор - зигота, первая клетка нового организма, которая содержит 78 хромосом. Будущий щенок получает от отца и матери равное количество наследственной информации. Через 24 часа одноклеточный зародыш - зигота - делится на две дочерние клетки, которые в свою очередь тоже приступают к делению. Формируется многоклеточный зародыш. На 7-8 день беременности он попадает в матку. Процесс прикрепления зародыша к стенке матки, называемый имплантацией, происходит на 16-18 день. С этого времени начинает развиваться плацента - орган, с помощью которого плод получает питательные вещества и кислород от матери и выделяет продукты своей жизнедеятельности. Образование плаценты завершается к 35 дню беременности.

Для того чтобы щенки родились крепкими и здоровыми, необходимо знать, когда именно эмбрионы проходят критические периоды в развитии.

Каждый день из краткого двухмесячного периода, в течение которого из единственной клетки должен сформироваться почти готовый к самостоятельной жизни организм, наполнен существенными событиями в жизни (пока еще внутриутробной) щенка. Однако есть моменты, когда происходят радикальные события непосредственно влияющие на его созревание. В первые две недели зародыш собаки еще заметно не отличается от зародышей рыб, земноводных, пресмыкающихся. На 18-й день зародыш длиной 4 мм приобретает форму тела, характерную для млекопитающих. На 21-й день он увеличивается до 7-10 мм, в этот период закладываются зачатки все основных структур: носа, глаз, челюстей, конечностей, молочных желез, появляются первичная аорта, почки и т. д. На 28-е сутки длина зародыша достигает 15-20 мм, на 33-и - 26 мм, внешне у зародыша уже все сформировано, только кожа еще не имеет шерсти. Далее плод быстро растет в длину, приобретая породные и индиви¬дуальные отличия. Первый критический период (1-7 дни после оплодотворения).

Итак, впервые чувствительность зародыша к внешним воздействиям резко повышается, как только оплодотворенное яйцо вступает в стадию дробления, то есть практически сразу после вязки. Вредное влияние оказывает все, что может нарушить процесс деления клеток: рентгеновское излучение, некоторые лекарства (например антибиотики), и даже, казалось бы, такие невинные факторы, как жара или небольшой стресс. В этот период часть или даже все зародыши могут погибнуть, или их развитие может замедлиться. Поэтому в первую неделю после вязки сука нуждается в особенно бережном отношении.

Второй критический период (16-18 дни).


Второй критический период развития зародышей наблюдается во время имплантации, что соответствует 16-18 дню беременности. Процесс имплантации (прикрепления зародышей к стенке матки ) может нарушиться под влиянием самых разных факто¬ров: лекарств, облучения, перегревания или переохлаждения щенной суки, грубых нарушений питания, неудовлетворенной жажды, патогенных микробов, ощущений боли и сильных эмоциональных стрессов. Таким образом, в первые 18 дней беременности следует строго соблюдать охранительный режим . Третий критический период (16-35 дни).

Третий критический период соответствует стадии плацентации, процесс которой может легко нарушаться под влиянием таких негативных факторов, как недостаток витаминов, нарушения гормонального фонабеременной суки, нервные срывы. Плацентация у собаки завершается в начале второго месяца щенности. Если негативное воздействие произошло в начале плацентации, то процесс может прекратиться, и все эмбрионы погибнут, если же повреждающий фактор воздействует на последующих стадиях плацентации, плацента формируется неполноценно, в результате чего щенки рождаются плохо развитыми. Значительная нагрузка на беременную собаку, например при дрессировке, в этот период недопустима, так как это может привести к нервному перенапряжению и, как следствие, к патологии беременности. Устойчивость зародышей к вредоносным факторам повышается с возрастом. Следует подчеркнуть, что щенная сука нуждается в умеренных физических тренировках и некотором эмоциональном напряжении. Это позволяет зародышам именно на протяжении критических периодов приспосабливаться к изменчивым воздействиям внешней среды опосредованно, через материнский организм. При этом у будущих щенков формируются важнейшие механизмы приспособления к среде обитания. Итак, особенно тщательно оберегайте свою беременную собаку в первую неделю после вязки и с 16-18 по 35 день беременности. Не перегружайте ее эмоционально и физически, но обеспечьте необходимый тренинг, полноценное питание, будьте осторожны, применяя лекарственные препараты. Этим Вы обеспечите все условия для того, чтобы роды Вашей собаки прошли нормально и потомство было полноценным. Развитие после рождения.


Ранние критические периоды. Неонатальный период (0-12 дни).


И вот щенок появился на свет. Период его жизни от рождения до 12-дневного возраста называется неонатальным. Новорожденный еще совсем беспомощен, он не может сам поддерживать температуру своего тела. Щенок постоянно нуждается в присутствии матери, которая кормит его своим молоком и согревает своим теплом. Она должна массировать своим языком его животик, чтобы он мог освобождать свой кишечник. Малыш не видит и не слышит, у него недостаточно развито чувство обоняния, вкуса и осязания. Из всего многообразия внешнего мира для него важно только одно - различать запах матери. Он реагирует на холод и тепло, и в некоторой степени на боль. Щенок может неуклюже передвигаться, ползая по кругу, и поворачивая в стороны тяжелую голову, пытаясь определить, где же находится его мама. Он может запищать, если не найдет ее слишком долго и мать сразу же подбежит к нему, лизнет, давая ему знать , что она рядом. Когда собака слышит писк щенка, она бросает все дела и спешит к нему. Инстинкт заставляет ее забывать обо всем ради своего потомства. Благодаря такому сильному инстинкту природа создает щенкам наилучшие условия, необходимые им в первые дни жизни: их собака-мать всегда начеку и почти не отходит от них. Постепенно ее инстинкт слабеет , и когда она становится меньше нужна детенышам, то покидает их уже на все более долгое время. В течение неонатального периода окружающая среда воздействует на щенка в основном через осязание. В это время щенок очень быстро растет, становится сильнее и крупнее, но поведение его практически не изменяется. Мозг его еще спит. Электроэнцефалограммы в неонатальном периоде у спящего и бодрствующего щенка одинаковы.

Переходный период (13-20 дни).


Переходный период продолжается с 13 по 20 день жизни щенка. В это время в развитии щенка происходят важные физические изменения. В начале этого периода, примерно на 13 день жизни у него открываются глаза. Зрачки его уже реагируют на свет, но сетчатка глаза еще не развита поэтому он не может видеть объекты и их движение примерно до 21 дневного возраста. Щенок начинает ползать назад так же хорошо, как и вперед, и несколькими днями позже он начнет ходить нетвердой походкой, покачиваясь из стороны в сторону и часто падая. Однажды встав на лапки, начав ходить, щенок практически перестает ползать. Первые зубь прорезаются примерно на 20 день, и он начинает кусаться и жевать. В это же время малыш начинает вилять хвостиком, хотя еще почти ничего не видит и не слышит. Он начинает реагировать вздрагиванием на резкие звуки примерно в возрасте 19,5 дней но еще не может определить, откуда исходит этот звук. Таким образом, в этот критический период в организме щенка происходят быстрые физические изменения. Только за одну неделю из беспомощного существа, которое не может слышать, ходить, освобождать свой кишечник без посторонней помощи, поддерживать температуру своего тела, а может только сосать молоко у матери, он превращается в щенка, который может все это делать самостоятельно.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (21-28 дни)


Познавательный период длится с 21 по 28 дни жизни. Это первая неделя, в течение которой щенок начинает использовать зрение и слух. Эти изменения его восприятия происходят очень резко, в течение 24 часов у большинства щенков, поэтому в это время ему нужна устойчивая, стабильная окружающая среда. Сейчас он наиболее нуждается в присутствии матери и знакомой обстановке. Если в это время отнять щен­ков от матери или перенести их в новое место, это отразится на их дальнейшем физиологическом развитии. В течение познавательного периода щенок начинает обучаться. Это такое время в жизни щенка, когда он начинает узнавать, что значит и как это быть собакой.

ПЕРИОД СОЦИАЛИЗАЦИИ СРЕДИ СОБАК (21 - 49 дни)


В игре он познает окружающий мир: игры в охоту, имитирующие погоню и нападение на добычу, учат его согласованности и координации движений...

Социализация - это формирование комплекса социального поведения. Период с 21 по 49 дни (или с 3 по 7 неделю) - это период социализации щенка среди собак, когда он учится использовать видоспецифичное поведение, позволяющее общаться с другими собаками. Чтобы развились все признаки, за­ложенные в его генах, все это время щенок обязательно должен оставаться в гнезде с матерью и однопометниками. В этот период он воспринимает облик себе подобных, то есть своей по­роды. Именно поэтому, когда собака вырастает, она обычно предпочитает общаться именно с представителями своей породы.

Лишенный игр, выросший в изоляции кобель, с трудом учится спариваться, а может даже вообще не обращать внимание на темных сук.

В течение этого периода он научится использовать специальные позы тела, мимику морды и звуки для общения с собратьями, поймет, какое влияние они оказывают на однопометников, мать и других собак, с которыми ему приходится контактировать. Щенок обучается различным видам поведения, присущим собаке. В игре он познает окружающий мир: игры в охоту, имитирующие погоню и нападение на добычу, учат его согласованности и координации движений, щенок обучается ритуалу приветствия при встрече собак; игры в борьбу учат его тому, как использовать свое тело, позы и мимику , чтобы вызвать различную реакцию у собратьев. Например, если у играющих щенков возникает конфликт, щенок учится тому, что поза подчинения предотвращает агрессию собрата. В играх щенки часто делают садки друг на друга, лишенный подобных игр, выросший в изоляции кобель, с трудом учится спариваться, а может даже вообще не обращать внимание на течных сук. Кроме того, в течение этого периода щенок получает один из самых важных уроков в своей жизни - он учится признавать дисциплину. Этому щенков учит мать. Она дает им понять, какое поведение неприемлемо, учит их не кусаться слишком сильно. Когда заканчивается период молочного вскармливания, она уже не подпускает их к соскам. Эти упражнения поучительны для щенков. К сожалению, среди заводчиков бытует ошибочное мнение, что если сука начала огрызаться на щенков, то она уже не хочет быть с ними, на самом деле это не так, мать просто начинает их воспитывать. Если щенки не получат этих уроков, то их потом будет трудно приучить к дисциплине. Как же собака-мать воспитывает своих щенков? Когда с ее точки зрения щенок совершает какой-то проступок, - возможно, он приближается к ней слишком близко как раз в тот момент, когда она не хочет, чтобы ей надоедали она сначала предупреждает его многозначительным взглядом, который часто сопровождается еле заметным наморщиванием носа или подергиванием губы. Если щенок еще не усвоил значение этого взгляда или он слишком упрям будет продолжать недозволенные действия, мать громко рыкнет на непослушного малыша и даже прикусит его зубами, заставляя подчиниться. Этот покус, как правило, не бывает настолько сильным, чтобы травмировать щенка, который в испуге переворачивается на спину, жалобно пища и моля о пощаде. Мать сразу прекращает наказание и принимает благодушный вид, показывая щенку, что если он будет послушен, то она всегда будет доброй и ласковой. Инцидент заканчивается так же быстро, как и возник. Щенок получает сразу несколько важных уроков: он учится распознавать специфическую мимику, предшествующую агрессии со стороны матери, понимает, что в жизни необходимо подчиняться и соблюдать дисциплину, учится принимать позу подчинения и у­нает, что таким образом можно остановить агрессию. Для последующей дрессировки особенно важно то, что он приучается соблюдать дисциплину. Научившись безоговорочно подчиняться своей матери, щенок впоследствии будет так же подчиняться и своему будущему хозяину. В течение этого периода социализации начинает складываться характер общения щенка не только с особями своего вида, но и с людьми, а так же с домашними животными, если они его окружают. Период с 21 по 49 дни жизни - это такое время, когда щенок учится поведению, которое делает его полноценной собакой. Если лишить его такой возможности, он уже никогда не сможет полностью воспринять эти уроки и станет изгоем собачьего племени, так как не сможет хорошо понимать своих собратьев, а они не смогут понимать его. Щенки, которых взяли из родного гнезда слишком рано, часто бывают нервными, беспричинно лают, их трудно дрессировать, так как они не знают, что такое дисциплина. Они могут быть агрессивными по отношению к другим собакам, иногда даже неспособными к размножению. Щенок, отлученный от матери до семинедельного возраста не может полностью реализовать свой генетический потенциал как собака и как компаньон для человека.

Период социализации среди людей (7-12 недель)


Приблизительно после сорок девятого дня жизни, когда уже закончилось формирование нервной системы, складывается привязанность собаки к человеку. Именно поэтому самое лучшее время для того, чтобы приучить щенка к новому дому и познакомить его со всем тем, что будет играть важную роль в его жизни, это период с 7 по 12 неделю. Если щенок останется с матерью и братьями намного дольше семи недель, то он вырастет слишком ориентированным на собачью жизнь. Он будет равнодушен к своей новой человеческой семье, его будет трудно дрессировать.

Он должен проводить как можно больше времени с вами и членами вашей семьи, иметь возможность общения с другими людьми и собаками. Если ему предстоит общаться с детьми, сделайте так, чтобы он приобрел положительный опыт общения с ними именно в этот период. Обязательно приучите его к поездкам в автомобиле или общественном транспорте, а также к прогулкам по людным улицам и к городскому шуму. Собака, которая впервые попадает в город в более старшем возрасте, например, в том случае, когда ее выращивают на даче, иногда очень болезненно переносит смену обстановки и может проявлять трусость, с которой очень трудно бороться. Или с ней все время гуляют в одном и том же тихом дворике, тщательно оберегая от контактов с людьми и собаками. В результате пес боится резких звуков, прохожих, увидев незнакомую собаку, бросается наутек, или, наоборот, затевает с ней драку. То самое относится и к собакам, выращенным в питомниках; выращенные в информационно обедненной среде, они плохо адаптируются к новым условиям, трудно дрессируются, и, кроме того, недостаточно ориентированы на человека. Такая собака может блистать на экстерьерных рингах, хотя для этого необходимо, чтобы она прошла курс выставочной дрессировки и достаточно рано получила опыт участия в выставках. Но хорошая рабочая собака из нее вряд ли получится.

Чем разнообразнее будет в этот период обстановка, окружающая щенка, тем лучше для развития его психики; при этом, конечно надо иметь чувство меры и не перегружать щенка.

Электроэнцефалограммы, снятые в семинедельном возрасте, показывают, что мозг таких щенков не отличается от мозга взрослых собак. Способность к концентрации и вниманию у них еще не так развита, как у взрослых, но в этом возрасте щенки обучаются наиболее успешно. Обучение в этом возрасте происходит постоянно, причем если вы не будете его обучать, он все равно обучится, только совсем не тому, чему вы бы хотели его научить, например, подбирать с земли корм, тянуть вас при вождении на поводке, игнорировать ваши команды и т.д.

Поэтому это самое подходящее время для того, чтобы начинать занятия по курсу послушания. Пока щенок не успел научиться нежелательному поведению, пока он еще не достиг размеров взрослой собаки и с ним легко справиться, нужно начинать его обучение. Однако в этом возрасте лучше максимально использовать положительное подкрепление и не перегружать щенка - занятия должны быть не продолжительными и чередоваться с игрой.

Период страхов (от 8 до 12 недели)


В этот период нужно избегать любых ситуаций, которые могут травмировать щенка, так как в это время его психика особенно чувствительна к воздействиям, вызывающим страх, боль. Стресс, пережитый им в этот период, может иметь очень неприятные последствия и осложнить дальнейшую жизнь собаки. Сильный страх, испытанный в этом возрасте в какой-либо ситуации может, может сохраниться у животного и во взрослом возрасте.

Поэтому постарайтесь свести к минимуму все, что может вызвать у щенка сильное потрясение: визиты к ветеринару, поездки в неизвестном щенку ранее транспорте, общение с большими злобными собаками; если предстоит купирование ушей, его лучше провести до или после этого периода. Если вы посещаете дрессировочную площадку, то следите, чтобы занятия и общение с собаками не травмировали щенка.

Вообще в течение первого года жизни вашего питомца вы часто будете замечать, что он чего-нибудь боится. Постарайтесь чем-нибудь отвлечь щенка или дать ему постепенно изучить объект страхов, но ни в коем случае не заставляйте щенка подходить к предмету, которого он боится. Пройдет немного времени, и страх пройдет.

Период классификации по старшинству (13 - 16 недель)


В этом возрасте щенок впервые начинает выяснять, кто же является "вожаком стаи". Если он пытается кусаться, даже как будто бы в игре, то это уже первая робкая попытка доминировать.

Собака - общественное животное, она инстинктивно стремится соблюдать законы стаи, и если собака живет в семье, она считает ее своей "стаей" и люди для нее всего лишь странные двуногие собаки. Один из законов заключается в том, что в стае обязательно должен быть вожак, которому подчиняются все остальные члены стаи. Собаке просто необходимо выяснить, кто же является вожаком вашей "стаи". Если это место не займете вы, то это сделает ваша собака. Одни животные очень упорно стремятся к лидерству, у других это менее выражено, но любая собака нуждается в том, чтобы ей четко объяснили, кто в доме хозяин. Если собака считает себя главной, то в лучшем случае она просто не будет вас слушаться, а в худшем будет кусать вас и других членов семьи. Особенно склонны к доминированию над владельцами собаки таких пород, как ротвейлер, среднеазиатская, кавказская, южнорусская овчарки, мастифы Старого и Нового света и многих других.

Окончательно отношения доминирования-подчинения складываются после того, как собака окончательно повзрослеет, после достижения ею половой зрелости, то есть не ранее 8-10 месяцев, а для крупных пород после 12-16 месяцев и старше, но если щенок с детства привык подчиняться, то можно избежать серьезных неприятностей, связанных с выяснением отношений с уже подросшей собакой. К сожалению, сейчас не редкость владельцы, которые задумываются о дрессировке собаки уже после того, как она успела перекусать всю семью, и им далеко не всегда удается помочь. Гораздо лучше. Если уже в возрасте 3-4 месяцев вы начнете заниматься со щенком, ведь упражнения курса послушания прекрасно укрепляют ваш статус лидера по отношения к собаке. Этот период очень важен для того, чтобы ваши дальнейшие отношения с взрослеющей собакой складывались без серьезных проблем.

Ольга Шилова
Журнал "Собака и Я", Октябрь, 2005

 
« Пред.   След. »