’оваварты на ”рале. Ћоготип

’оваварты. „ленский билет —оюза RZV
’оваварты на ”рале. ¬семирна€ кинологическа€ ‘едераци€ FCI
’оваварты на ”рале. —оюз собаководов √ермании VDH
’оваварты на ”рале. –оссийска€ кинологическа€ ‘едераци€ – ‘
’оваварты на ”рале. √ерманский —оюз разведени€ ховавартов RZV
’оваварты на ”рале. ћеждународна€ ‘едераци€ ’овавартов IHF

ќ ховаварте:
√лавна€ќ насќ породе—обыти€—сылки онтакты
јнкаћакар–ика√ринго‘ото¬идеоЌаши щенки
Ѕиблиотека√остева€ книга арта сайта‘орум
¬ладимир и ќксана
г.  ≈катеринбург
телефон: 8-912-245-31-55
e-mail: Ётот e-mail защищен от спам-ботов. ƒл€ его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
–азвитие щенка от одноклеточного зародыша до взрослой собаки ѕечать E-mail
јвтор hovik   
27.01.2010 г.
–азвитие щенка от одноклеточного зародыша до взрослой собаки.

 –»“»„≈— »≈ ѕ≈–»ќƒџ

 ак вырастить собаку, здоровую физически и, что не менее важно, психически?  ак сделать так, чтобы рабочие качества и экстерьерные данные, полученные щенком от родителей, наиболее удачно про€вились у взрослой собаки? ќказываетс€, организм проходит в своем развитии несколько этапов и существуют особые чувствительные периоды его развити€, когда различные воздействи€ воспринимаютс€ им особенно остро и могут сказатьс€ на животном, уже когда оно вырастет. –азвива€сь в организме матери, эмбрионы в определенное врем€ проход€т "испытание на прочность". ќдин и тот же фактор окружающей среды , совершенно безопасный на одной стадии развити€ , на другой стадии может стать ryбительным дл€ зародыша даже в малых дозах. “акие периоды повышенной чувствительности организма к различным факторам окружающей среды щенок будет проходить и после рождени€ до полного взрослени€, но тогда это будут уже в основном вли€ни€ на характер и психику щенка. »х называют  –»“»„≈— »ћ» ѕ≈–»ќƒјћ».


ƒл€ того чтобы щенки родились крепкими и здоровыми, необходимо знать, когда именно эмбрионы проход€т критические периоды в развитии. Ќо не менее важно знать сроки критических периодов развити€ щенков после рождени€, так как в это врем€ складываетс€ будущее поведение и характер взрослой собаки. —роки критических периодов после рождени€ не абсолютны, но в общем применимы к большинству щенков и собак. –анние критические периоды (до 16-недельного возраста) одинаковы дл€ всех собак, независимо от возраста и породы. —роки поздних критических периодов (с 4 мес€цев до полного взрослени€) сильно завис€т от размера и породы собаки.

ѕ–≈Ќј“јЋ№Ќџ… ѕ≈–»ќƒ (период внутриутробного развити€) и его критические периоды.


–азвитие зародыша начинаетс€ с оплодотворени€ €йцеклетки сперматозоидом. ѕоловые клетки содержат одинарный набор хромосом (у собаки их 39). ѕри сли€нии €дер €йцеклетки и сперматозоида получаетс€ полный хромосомный набор - зигота, перва€ клетка нового организма, котора€ содержит 78 хромосом. Ѕудущий щенок получает от отца и матери равное количество наследственной информации. „ерез 24 часа одноклеточный зародыш - зигота - делитс€ на две дочерние клетки, которые в свою очередь тоже приступают к делению. ‘ормируетс€ многоклеточный зародыш. Ќа 7-8 день беременности он попадает в матку. ѕроцесс прикреплени€ зародыша к стенке матки, называемый имплантацией, происходит на 16-18 день. — этого времени начинает развиватьс€ плацента - орган, с помощью которого плод получает питательные вещества и кислород от матери и выдел€ет продукты своей жизнеде€тельности. ќбразование плаценты завершаетс€ к 35 дню беременности.

ƒл€ того чтобы щенки родились крепкими и здоровыми, необходимо знать, когда именно эмбрионы проход€т критические периоды в развитии.

 аждый день из краткого двухмес€чного периода, в течение которого из единственной клетки должен сформироватьс€ почти готовый к самосто€тельной жизни организм, наполнен существенными событи€ми в жизни (пока еще внутриутробной) щенка. ќднако есть моменты, когда происход€т радикальные событи€ непосредственно вли€ющие на его созревание. ¬ первые две недели зародыш собаки еще заметно не отличаетс€ от зародышей рыб, земноводных, пресмыкающихс€. Ќа 18-й день зародыш длиной 4 мм приобретает форму тела, характерную дл€ млекопитающих. Ќа 21-й день он увеличиваетс€ до 7-10 мм, в этот период закладываютс€ зачатки все основных структур: носа, глаз, челюстей, конечностей, молочных желез, по€вл€ютс€ первична€ аорта, почки и т. д. Ќа 28-е сутки длина зародыша достигает 15-20 мм, на 33-и - 26 мм, внешне у зародыша уже все сформировано, только кожа еще не имеет шерсти. ƒалее плод быстро растет в длину, приобрета€ породные и индиви¬дуальные отличи€. ѕервый критический период (1-7 дни после оплодотворени€).

»так, впервые чувствительность зародыша к внешним воздействи€м резко повышаетс€, как только оплодотворенное €йцо вступает в стадию дроблени€, то есть практически сразу после в€зки. ¬редное вли€ние оказывает все, что может нарушить процесс делени€ клеток: рентгеновское излучение, некоторые лекарства (например антибиотики), и даже, казалось бы, такие невинные факторы, как жара или небольшой стресс. ¬ этот период часть или даже все зародыши могут погибнуть, или их развитие может замедлитьс€. ѕоэтому в первую неделю после в€зки сука нуждаетс€ в особенно бережном отношении.

¬торой критический период (16-18 дни).


¬торой критический период развити€ зародышей наблюдаетс€ во врем€ имплантации, что соответствует 16-18 дню беременности. ѕроцесс имплантации (прикреплени€ зародышей к стенке матки ) может нарушитьс€ под вли€нием самых разных факто¬ров: лекарств, облучени€, перегревани€ или переохлаждени€ щенной суки, грубых нарушений питани€, неудовлетворенной жажды, патогенных микробов, ощущений боли и сильных эмоциональных стрессов. “аким образом, в первые 18 дней беременности следует строго соблюдать охранительный режим . “ретий критический период (16-35 дни).

“ретий критический период соответствует стадии плацентации, процесс которой может легко нарушатьс€ под вли€нием таких негативных факторов, как недостаток витаминов, нарушени€ гормонального фонабеременной суки, нервные срывы. ѕлацентаци€ у собаки завершаетс€ в начале второго мес€ца щенности. ≈сли негативное воздействие произошло в начале плацентации, то процесс может прекратитьс€, и все эмбрионы погибнут, если же повреждающий фактор воздействует на последующих стади€х плацентации, плацента формируетс€ неполноценно, в результате чего щенки рождаютс€ плохо развитыми. «начительна€ нагрузка на беременную собаку, например при дрессировке, в этот период недопустима, так как это может привести к нервному перенапр€жению и, как следствие, к патологии беременности. ”стойчивость зародышей к вредоносным факторам повышаетс€ с возрастом. —ледует подчеркнуть, что щенна€ сука нуждаетс€ в умеренных физических тренировках и некотором эмоциональном напр€жении. Ёто позвол€ет зародышам именно на прот€жении критических периодов приспосабливатьс€ к изменчивым воздействи€м внешней среды опосредованно, через материнский организм. ѕри этом у будущих щенков формируютс€ важнейшие механизмы приспособлени€ к среде обитани€. »так, особенно тщательно оберегайте свою беременную собаку в первую неделю после в€зки и с 16-18 по 35 день беременности. Ќе перегружайте ее эмоционально и физически, но обеспечьте необходимый тренинг, полноценное питание, будьте осторожны, примен€€ лекарственные препараты. Ётим ¬ы обеспечите все услови€ дл€ того, чтобы роды ¬ашей собаки прошли нормально и потомство было полноценным. –азвитие после рождени€.


–анние критические периоды. Ќеонатальный период (0-12 дни).


» вот щенок по€вилс€ на свет. ѕериод его жизни от рождени€ до 12-дневного возраста называетс€ неонатальным. Ќоворожденный еще совсем беспомощен, он не может сам поддерживать температуру своего тела. ўенок посто€нно нуждаетс€ в присутствии матери, котора€ кормит его своим молоком и согревает своим теплом. ќна должна массировать своим €зыком его животик, чтобы он мог освобождать свой кишечник. ћалыш не видит и не слышит, у него недостаточно развито чувство обон€ни€, вкуса и ос€зани€. »з всего многообрази€ внешнего мира дл€ него важно только одно - различать запах матери. ќн реагирует на холод и тепло, и в некоторой степени на боль. ўенок может неуклюже передвигатьс€, полза€ по кругу, и поворачива€ в стороны т€желую голову, пыта€сь определить, где же находитс€ его мама. ќн может запищать, если не найдет ее слишком долго и мать сразу же подбежит к нему, лизнет, дава€ ему знать , что она р€дом.  огда собака слышит писк щенка, она бросает все дела и спешит к нему. »нстинкт заставл€ет ее забывать обо всем ради своего потомства. Ѕлагодар€ такому сильному инстинкту природа создает щенкам наилучшие услови€, необходимые им в первые дни жизни: их собака-мать всегда начеку и почти не отходит от них. ѕостепенно ее инстинкт слабеет , и когда она становитс€ меньше нужна детенышам, то покидает их уже на все более долгое врем€. ¬ течение неонатального периода окружающа€ среда воздействует на щенка в основном через ос€зание. ¬ это врем€ щенок очень быстро растет, становитс€ сильнее и крупнее, но поведение его практически не измен€етс€. ћозг его еще спит. Ёлектроэнцефалограммы в неонатальном периоде у сп€щего и бодрствующего щенка одинаковы.

ѕереходный период (13-20 дни).


ѕереходный период продолжаетс€ с 13 по 20 день жизни щенка. ¬ это врем€ в развитии щенка происход€т важные физические изменени€. ¬ начале этого периода, примерно на 13 день жизни у него открываютс€ глаза. «рачки его уже реагируют на свет, но сетчатка глаза еще не развита поэтому он не может видеть объекты и их движение примерно до 21 дневного возраста. ўенок начинает ползать назад так же хорошо, как и вперед, и несколькими дн€ми позже он начнет ходить нетвердой походкой, покачива€сь из стороны в сторону и часто пада€. ќднажды встав на лапки, начав ходить, щенок практически перестает ползать. ѕервые зубь прорезаютс€ примерно на 20 день, и он начинает кусатьс€ и жевать. ¬ это же врем€ малыш начинает вил€ть хвостиком, хот€ еще почти ничего не видит и не слышит. ќн начинает реагировать вздрагиванием на резкие звуки примерно в возрасте 19,5 дней но еще не может определить, откуда исходит этот звук. “аким образом, в этот критический период в организме щенка происход€т быстрые физические изменени€. “олько за одну неделю из беспомощного существа, которое не может слышать, ходить, освобождать свой кишечник без посторонней помощи, поддерживать температуру своего тела, а может только сосать молоко у матери, он превращаетс€ в щенка, который может все это делать самосто€тельно.

ѕќ«Ќј¬ј“≈Ћ№Ќџ… ѕ≈–»ќƒ (21-28 дни)


ѕознавательный период длитс€ с 21 по 28 дни жизни. Ёто перва€ недел€, в течение которой щенок начинает использовать зрение и слух. Ёти изменени€ его воспри€ти€ происход€т очень резко, в течение 24 часов у большинства щенков, поэтому в это врем€ ему нужна устойчива€, стабильна€ окружающа€ среда. —ейчас он наиболее нуждаетс€ в присутствии матери и знакомой обстановке. ≈сли в это врем€ отн€ть щен­ков от матери или перенести их в новое место, это отразитс€ на их дальнейшем физиологическом развитии. ¬ течение познавательного периода щенок начинает обучатьс€. Ёто такое врем€ в жизни щенка, когда он начинает узнавать, что значит и как это быть собакой.

ѕ≈–»ќƒ —ќ÷»јЋ»«ј÷»» —–≈ƒ» —ќЅј  (21 - 49 дни)


¬ игре он познает окружающий мир: игры в охоту, имитирующие погоню и нападение на добычу, учат его согласованности и координации движений...

—оциализаци€ - это формирование комплекса социального поведени€. ѕериод с 21 по 49 дни (или с 3 по 7 неделю) - это период социализации щенка среди собак, когда он учитс€ использовать видоспецифичное поведение, позвол€ющее общатьс€ с другими собаками. „тобы развились все признаки, за­ложенные в его генах, все это врем€ щенок об€зательно должен оставатьс€ в гнезде с матерью и однопометниками. ¬ этот период он воспринимает облик себе подобных, то есть своей по­роды. »менно поэтому, когда собака вырастает, она обычно предпочитает общатьс€ именно с представител€ми своей породы.

Ћишенный игр, выросший в изол€ции кобель, с трудом учитс€ спариватьс€, а может даже вообще не обращать внимание на темных сук.

¬ течение этого периода он научитс€ использовать специальные позы тела, мимику морды и звуки дл€ общени€ с собрать€ми, поймет, какое вли€ние они оказывают на однопометников, мать и других собак, с которыми ему приходитс€ контактировать. ўенок обучаетс€ различным видам поведени€, присущим собаке. ¬ игре он познает окружающий мир: игры в охоту, имитирующие погоню и нападение на добычу, учат его согласованности и координации движений, щенок обучаетс€ ритуалу приветстви€ при встрече собак; игры в борьбу учат его тому, как использовать свое тело, позы и мимику , чтобы вызвать различную реакцию у собратьев. Ќапример, если у играющих щенков возникает конфликт, щенок учитс€ тому, что поза подчинени€ предотвращает агрессию собрата. ¬ играх щенки часто делают садки друг на друга, лишенный подобных игр, выросший в изол€ции кобель, с трудом учитс€ спариватьс€, а может даже вообще не обращать внимание на течных сук.  роме того, в течение этого периода щенок получает один из самых важных уроков в своей жизни - он учитс€ признавать дисциплину. Ётому щенков учит мать. ќна дает им пон€ть, какое поведение неприемлемо, учит их не кусатьс€ слишком сильно.  огда заканчиваетс€ период молочного вскармливани€, она уже не подпускает их к соскам. Ёти упражнени€ поучительны дл€ щенков.   сожалению, среди заводчиков бытует ошибочное мнение, что если сука начала огрызатьс€ на щенков, то она уже не хочет быть с ними, на самом деле это не так, мать просто начинает их воспитывать. ≈сли щенки не получат этих уроков, то их потом будет трудно приучить к дисциплине.  ак же собака-мать воспитывает своих щенков?  огда с ее точки зрени€ щенок совершает какой-то проступок, - возможно, он приближаетс€ к ней слишком близко как раз в тот момент, когда она не хочет, чтобы ей надоедали она сначала предупреждает его многозначительным взгл€дом, который часто сопровождаетс€ еле заметным наморщиванием носа или подергиванием губы. ≈сли щенок еще не усвоил значение этого взгл€да или он слишком упр€м будет продолжать недозволенные действи€, мать громко рыкнет на непослушного малыша и даже прикусит его зубами, заставл€€ подчинитьс€. Ётот покус, как правило, не бывает настолько сильным, чтобы травмировать щенка, который в испуге переворачиваетс€ на спину, жалобно пища и мол€ о пощаде. ћать сразу прекращает наказание и принимает благодушный вид, показыва€ щенку, что если он будет послушен, то она всегда будет доброй и ласковой. »нцидент заканчиваетс€ так же быстро, как и возник. ўенок получает сразу несколько важных уроков: он учитс€ распознавать специфическую мимику, предшествующую агрессии со стороны матери, понимает, что в жизни необходимо подчин€тьс€ и соблюдать дисциплину, учитс€ принимать позу подчинени€ и у­нает, что таким образом можно остановить агрессию. ƒл€ последующей дрессировки особенно важно то, что он приучаетс€ соблюдать дисциплину. Ќаучившись безоговорочно подчин€тьс€ своей матери, щенок впоследствии будет так же подчин€тьс€ и своему будущему хоз€ину. ¬ течение этого периода социализации начинает складыватьс€ характер общени€ щенка не только с особ€ми своего вида, но и с людьми, а так же с домашними животными, если они его окружают. ѕериод с 21 по 49 дни жизни - это такое врем€, когда щенок учитс€ поведению, которое делает его полноценной собакой. ≈сли лишить его такой возможности, он уже никогда не сможет полностью восприн€ть эти уроки и станет изгоем собачьего племени, так как не сможет хорошо понимать своих собратьев, а они не смогут понимать его. ўенки, которых вз€ли из родного гнезда слишком рано, часто бывают нервными, беспричинно лают, их трудно дрессировать, так как они не знают, что такое дисциплина. ќни могут быть агрессивными по отношению к другим собакам, иногда даже неспособными к размножению. ўенок, отлученный от матери до семинедельного возраста не может полностью реализовать свой генетический потенциал как собака и как компаньон дл€ человека.

ѕериод социализации среди людей (7-12 недель)


ѕриблизительно после сорок дев€того дн€ жизни, когда уже закончилось формирование нервной системы, складываетс€ прив€занность собаки к человеку. »менно поэтому самое лучшее врем€ дл€ того, чтобы приучить щенка к новому дому и познакомить его со всем тем, что будет играть важную роль в его жизни, это период с 7 по 12 неделю. ≈сли щенок останетс€ с матерью и брать€ми намного дольше семи недель, то он вырастет слишком ориентированным на собачью жизнь. ќн будет равнодушен к своей новой человеческой семье, его будет трудно дрессировать.

ќн должен проводить как можно больше времени с вами и членами вашей семьи, иметь возможность общени€ с другими людьми и собаками. ≈сли ему предстоит общатьс€ с детьми, сделайте так, чтобы он приобрел положительный опыт общени€ с ними именно в этот период. ќб€зательно приучите его к поездкам в автомобиле или общественном транспорте, а также к прогулкам по людным улицам и к городскому шуму. —обака, котора€ впервые попадает в город в более старшем возрасте, например, в том случае, когда ее выращивают на даче, иногда очень болезненно переносит смену обстановки и может про€вл€ть трусость, с которой очень трудно боротьс€. »ли с ней все врем€ гул€ют в одном и том же тихом дворике, тщательно оберега€ от контактов с людьми и собаками. ¬ результате пес боитс€ резких звуков, прохожих, увидев незнакомую собаку, бросаетс€ наутек, или, наоборот, затевает с ней драку. “о самое относитс€ и к собакам, выращенным в питомниках; выращенные в информационно обедненной среде, они плохо адаптируютс€ к новым услови€м, трудно дрессируютс€, и, кроме того, недостаточно ориентированы на человека. “ака€ собака может блистать на экстерьерных рингах, хот€ дл€ этого необходимо, чтобы она прошла курс выставочной дрессировки и достаточно рано получила опыт участи€ в выставках. Ќо хороша€ рабоча€ собака из нее вр€д ли получитс€.

„ем разнообразнее будет в этот период обстановка, окружающа€ щенка, тем лучше дл€ развити€ его психики; при этом, конечно надо иметь чувство меры и не перегружать щенка.

Ёлектроэнцефалограммы, сн€тые в семинедельном возрасте, показывают, что мозг таких щенков не отличаетс€ от мозга взрослых собак. —пособность к концентрации и вниманию у них еще не так развита, как у взрослых, но в этом возрасте щенки обучаютс€ наиболее успешно. ќбучение в этом возрасте происходит посто€нно, причем если вы не будете его обучать, он все равно обучитс€, только совсем не тому, чему вы бы хотели его научить, например, подбирать с земли корм, т€нуть вас при вождении на поводке, игнорировать ваши команды и т.д.

ѕоэтому это самое подход€щее врем€ дл€ того, чтобы начинать зан€ти€ по курсу послушани€. ѕока щенок не успел научитьс€ нежелательному поведению, пока он еще не достиг размеров взрослой собаки и с ним легко справитьс€, нужно начинать его обучение. ќднако в этом возрасте лучше максимально использовать положительное подкрепление и не перегружать щенка - зан€ти€ должны быть не продолжительными и чередоватьс€ с игрой.

ѕериод страхов (от 8 до 12 недели)


¬ этот период нужно избегать любых ситуаций, которые могут травмировать щенка, так как в это врем€ его психика особенно чувствительна к воздействи€м, вызывающим страх, боль. —тресс, пережитый им в этот период, может иметь очень непри€тные последстви€ и осложнить дальнейшую жизнь собаки. —ильный страх, испытанный в этом возрасте в какой-либо ситуации может, может сохранитьс€ у животного и во взрослом возрасте.

ѕоэтому постарайтесь свести к минимуму все, что может вызвать у щенка сильное потр€сение: визиты к ветеринару, поездки в неизвестном щенку ранее транспорте, общение с большими злобными собаками; если предстоит купирование ушей, его лучше провести до или после этого периода. ≈сли вы посещаете дрессировочную площадку, то следите, чтобы зан€ти€ и общение с собаками не травмировали щенка.

¬ообще в течение первого года жизни вашего питомца вы часто будете замечать, что он чего-нибудь боитс€. ѕостарайтесь чем-нибудь отвлечь щенка или дать ему постепенно изучить объект страхов, но ни в коем случае не заставл€йте щенка подходить к предмету, которого он боитс€. ѕройдет немного времени, и страх пройдет.

ѕериод классификации по старшинству (13 - 16 недель)


¬ этом возрасте щенок впервые начинает вы€сн€ть, кто же €вл€етс€ "вожаком стаи". ≈сли он пытаетс€ кусатьс€, даже как будто бы в игре, то это уже перва€ робка€ попытка доминировать.

—обака - общественное животное, она инстинктивно стремитс€ соблюдать законы стаи, и если собака живет в семье, она считает ее своей "стаей" и люди дл€ нее всего лишь странные двуногие собаки. ќдин из законов заключаетс€ в том, что в стае об€зательно должен быть вожак, которому подчин€ютс€ все остальные члены стаи. —обаке просто необходимо вы€снить, кто же €вл€етс€ вожаком вашей "стаи". ≈сли это место не займете вы, то это сделает ваша собака. ќдни животные очень упорно стрем€тс€ к лидерству, у других это менее выражено, но люба€ собака нуждаетс€ в том, чтобы ей четко объ€снили, кто в доме хоз€ин. ≈сли собака считает себ€ главной, то в лучшем случае она просто не будет вас слушатьс€, а в худшем будет кусать вас и других членов семьи. ќсобенно склонны к доминированию над владельцами собаки таких пород, как ротвейлер, среднеазиатска€, кавказска€, южнорусска€ овчарки, мастифы —тарого и Ќового света и многих других.

ќкончательно отношени€ доминировани€-подчинени€ складываютс€ после того, как собака окончательно повзрослеет, после достижени€ ею половой зрелости, то есть не ранее 8-10 мес€цев, а дл€ крупных пород после 12-16 мес€цев и старше, но если щенок с детства привык подчин€тьс€, то можно избежать серьезных непри€тностей, св€занных с вы€снением отношений с уже подросшей собакой.   сожалению, сейчас не редкость владельцы, которые задумываютс€ о дрессировке собаки уже после того, как она успела перекусать всю семью, и им далеко не всегда удаетс€ помочь. √ораздо лучше. ≈сли уже в возрасте 3-4 мес€цев вы начнете заниматьс€ со щенком, ведь упражнени€ курса послушани€ прекрасно укрепл€ют ваш статус лидера по отношени€ к собаке. Ётот период очень важен дл€ того, чтобы ваши дальнейшие отношени€ с взрослеющей собакой складывались без серьезных проблем.

ќльга Ўилова
∆урнал "—обака и я", ќкт€брь, 2005

 
« ѕред.   —лед. »