’оваварты на ”рале. Ћоготип
Ѕиблиотека

’оваварты. „ленский билет —оюза RZV
’оваварты на ”рале. ¬семирна€ кинологическа€ ‘едераци€ FCI
’оваварты на ”рале. —оюз собаководов √ермании VDH
’оваварты на ”рале. –оссийска€ кинологическа€ ‘едераци€ – ‘
’оваварты на ”рале. √ерманский —оюз разведени€ ховавартов RZV
’оваварты на ”рале. ћеждународна€ ‘едераци€ ’овавартов IHF

ќ ховаварте:
√лавна€ќ насќ породе—обыти€—сылки онтакты
јнкаћакар–ика√ринго‘ото¬идеоЌаши щенки
Ѕиблиотека√остева€ книга арта сайта‘орум
¬ладимир и ќксана
г.  ≈катеринбург
телефон: 8-912-245-31-55
e-mail: Ётот e-mail защищен от спам-ботов. ƒл€ его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
ѕервый симпозиум по психологии собак ѕечать E-mail
јвтор hovik   
28.01.2010 г.
1 марта, ћосква, ѕервый симпозиум по психологии собак,  часть 2
немного материала.
1 марта в ћоскве прошел первый симпозиум по психологии собак, организованный издательством «ƒогфренд ѕаблишерс». ѕеред слушателем выступили авторы книг, известные зоопсихологи и тренеры јндерс ’аллгрен и “юрид –угос
  Ћидерство или неоправданна€ жестокость
2009-03-10

1 марта в ћоскве прошел первый симпозиум по психологии собак, организованный издательством «ƒогфренд ѕаблишерс». ѕеред слушателем выступили авторы книг, известные зоопсихологи и тренеры јндерс ’аллгрен и “юрид –угос.

ZooAtlas.ru публикует первый из докладов — выступление јндерса ’аллгрена «Ћидерство или неоправданна€ жестокость».

јндерс ’аллгрен — психолог, один из основоположников зоопсихологии c опытом работы в этой области более 40 лет. ќсновное направление де€тельности — изучение поведени€ собак. ѕровел много исследований, которые были опубликованы, создал эффективные методики восстановлени€ собак после психических травм, а также разработал р€д уникальных способов тренировки собак дл€ различных видов де€тельности.

я очень благодарен ќльге ( ажарска€ — прим. «оојтлас.ру) и друзь€м ќльги за то, что € могу прин€ть участие в этом меропри€тии.

ƒрессировка собак и психологи€ собак — это достаточно новое знание. Ётой науке всего 50—60 лет и разумеетс€, что в этой области по€вл€етс€ что-то новое. Ёта така€ же динамична€ сфера, как медицина, в которой все врем€ по€вл€ютс€ новые лекарства. » когда мы говорим о психологии и дрессировке собак, то понимаем, что по€вл€ютс€ новые истины, и старые истины уже неприемлемы.

ћы все учились тому, что нам надо быть хоз€ином, начальником, буквой «ј» дл€ своей собаки. Ёта тенденци€ началась в 20-х годах 20 столети€. ѕрофессор зоологии Ўелдруп-≈ббе, который изучал куриц, думал, что когда птицы должны боротьс€ за пищу, возникает в некотором роде иерархи€ среди них. » когда это исследование было опубликовано, все зообиологи этим чрезвычайно заинтересовались, и тогда было открыто, что у всех животных, которые живут в группах, есть некоторые социальные ступени. » это распространено по всему миру, вы можете это наблюдать в любом зоопарке, где живут волки, там все также иерархично. » эта иерархи€ основана на насилии. Ёто то, что мы в основном слышали.

Ќа самом деле это неверно. ѕростите, что € сейчас это за€вл€ю. ¬озможно, многие обучают своих студентов на основе знани€ об иерархии. » если мы видим агрессивную собаку, то говорим, что эта собака пытаетс€ зан€ть наиболее высокую ступень в иерархической системе. Ќо современные биологи и этологи вы€снили, что это не так. Ёто справедливо только дл€ двух видов — дл€ кур и дл€ военных. » совершенно не подходит дл€ собак. Ќеверно считать, что есть сама€ главна€ собака, и далее есть цела€ иерархи€ дл€ остальных собак. Ќа самом деле в основе существовани€ группы лежит коопераци€, взаимодействие, а не иерархи€. —оответственно, нам надо пересмотреть старую модель. », естественно, это достаточно трудно сделать дл€ тех, ко обучает студентов на основе иерархичности животных.

 ак же так получилось, что биологи нам говорили об иерархичном подходе, а теперь помен€ли свою точку зрени€. ќтвет очень прост.  огда биологи изучали кур или волков в зоопарке, они изучали поведение животных в неволе. –азумеетс€, волки дл€ нас составл€ют наибольший интерес. ¬олков собирали вместе на определенной территории и наблюдали за их поведением. ¬ этих группах происходило много конфликтов, однако это не отражает истинное поведение волков.

ќдин знаменитый американский биолог в конце 60-х годов изучал обезь€н, он проанализировал поведение обезь€н в неволе и в зоопарке и нашел разницу. ќна обнаружил, что у животных, которые живут на свободе, четкой иерархии не наблюдаетс€, но иерархи€ все же была, но основывалась она не на власти. ≈сли понаблюдать за волками, которые живут на свободе, то трудно определить, кто самый главный волк. ѕо крайней мере, о том, о ком вы подумаете, что это самые главные волки, таковыми могут и не оказатьс€. ќпределить «кто главный» можно, наблюда€ за теми, кто неглавный, на кого они смотр€т. ѕонаблюдав, кому адресованы их поступки, можно пон€ть, кто главный. Ёто как в школьном классе: несколько учеников наход€тс€ в центре внимани€ всего класса и это внимание имеет позитивную составл€ющую, остальные учащиес€ стараютс€ держатьс€ поближе к ним, играть с ними.

»менно этот биолог наблюдал за животными, живущими в естественных услови€х. ћолодые животные, которые находились на низшей ступени иерархии, подходили к другим и облизывали их мордочки, словно пыта€сь сказать: «я теб€ обожаю, ты лучший». Ёто не иерархи€, основанна€ на власти — это иерархи€, основанна€ на любви. » мы тоже живем в двух местах — в зоопарке и семье. «оопарк — это где мы работаем (смеетс€) и семь€ — это мама, папа, дети. » волки на свободе живут в семье — волк, волчица, волчата разных возрастов. ќни живут, как семь€, забот€тс€ друг о друге, оберегают, особенно молодое поколение.  огда рождаютс€ щенки, старшие помогают. “очно так же, как в человеческой семье: мы заботимс€ друг о друге, оберегаем детей, это гармонична€ группа, до подростковой возраста (смеетс€). —обственно, это справедливо и дл€ собак, живущих вместе. »х совместна€ де€тельность, основана на взаимодействии, а не на конфронтации. ¬ этом отношении очень трудно мен€ть свою систему убеждений. — самого начала примен€лись жестокие меры дрессировки, собак били, обижали именно во им€ того, чтобы быть вожаком. ј потом началась нова€ эра, котора€ провозгласила, что нельз€ бить детей и собак. “о есть все насилие было оставлено в стороне. Ќо концепци€ должностной иерархи€ сохранилась и по€вились новые рекомендации, как быть главной собакой, как стать вожаком. Ћюди давали такие странные рекомендации:

— не позвол€йте собаке есть, пока вы не поели, тогда он подумает, что вы вожак,
— не позвол€йте собаке забиратьс€ в кровать,
— не позвол€йте собаке выходить из дома первой, потому что вожак всегда выходит первым,
— не сидите перед собакой на полу, если она лежит выше, чтобы ей не казалось, что она выше, чем вы,
— не позвол€йте собаке писать по причине другой, чем дл€ опорожнени€ мочевого пузыр€ (бедн€ги кобели),
— если собака рычит, показывает зубы, будьте внимательны — это она взбираетс€ вверх по социальной лестнице,
— если играете с собакой, всегда оставайтесь победителем в игре,
— когда приходите домой, никогда не здоровайтесь с собакой.

¬от эти рекомендации по€вились вместо избиени€ собак, нат€гивани€ поводка и крика, но они такие же неправильные.

 онечно, собака может поесть раньше вас, и ей можно залезать на кресло, на кровать, туда, куда вы позвол€ет ей, это никак не св€зано с тем, кто главный. —овершенно нормально открывать собаке дверь: пусть собака выйдет. Ёто ни коем образом не св€зано с тем, кто вожак, это только св€зано с процессом обучени€. —вои критические замечани€ € сделаю на каждый пункт списка.

я бы хотел прокомментировать последнее изречение. „тобы вы не делали, всегда поприветствуйте вашу собаку, когда вы приходите домой, иначе собака перестанет приветствовать вас. ќсобенно это важно дл€ тех собак, которые долгое врем€ находились вдали от своей семьи, им надо получить эти приветственные ритуалы. ƒело в том, что группа собак и группа волков — это охотничь€ группа. » поэтому им посто€нно приходитс€ работать над взаимоотношени€ми, прив€занност€ми внутри группы. ќни должны быть настолько в одной св€зке между собой, настолько понимать друг друга, чтобы быть единой командой. » в группе есть различные поведенческие механизмы, чтобы отрабатывать эти прив€зки в группе. ќдин из таких поведенческих механизмов вы можете наблюдать на примере своей собственной собаки. Ќапример, вы сидите в кресле и вдруг чувствуете, что нос вашей собаки утыкаетс€ в вашу руку, естественно, вы думаете: «—обака хочет, чтобы € ее погладил», — но собака уходит. ¬ы думаете: «—транна€ собака». » это как раз контактное поведение, необходимое дл€ того чтобы наладить контакт между вами. “оже самое наблюдаетс€ и среди волков.  огда волки переход€т с одного места на другое, им необходим контакт носа с шерстью по крайней мере 6 раз за час. “о есть они все врем€ подход€т друг к другу, тычутс€ носами, словно говор€: привет, дружочек, привет. «абудьте о том, что вам все врем€ надо охран€ть свою позицию вожака!

Ќо вы можете сказать: если собака находитс€ в состо€нии агрессии, когда защищает свою пищу, разве не надо брать на себ€ роль вожака в этой ситуации? Ќет. ≈сли вы понаблюдаете за волками, живущими в естественной среде, вы заметите, что волки, которые наход€тс€ на более низкой иерархической системе, точно так же будут защищать свою пищу от волков, которые более главные. Ќапример, вполне нормальна€ ситуаци€, когда волк и волчица — вожаки — подошли чуть ближе, чем положено, к волчонку, и волчонок точно начал защищать свою пищу. ¬олк и волчица просто отойдут в сторону. –азумеетс€, бывают стычки за еду, но эти стычки могут быть св€заны с тем, что они не ели дней сорок.

„то же вам делать, если ваш щенок рычит, когда у него косточка или миска с едой. ќтойдите! —обака не выиграла, не победила. —обака хочет просто быть уверенной. ≈сли вы отошли, собака поймет, что вам можно довер€ть, что вы не съедите кость. ƒл€ многих, это, пожалуй, покажетс€ неправильным, потому что известны случаи, когда собака может укусить в момент защиты пищи. »ногда бывают ситуации, когда нам надо достать что-то из пасти собаки. Ќо € хотел бы подчеркнуть: не вступайте в конфликт, не вступайте в борьбу, потому что это только усложнит ситуацию. ≈сли такое случаетс€, немного отойдите в сторону, чтобы собака успокоилась. ѕроблему можно решить очень просто: помен€йте то, что у собаки в пасти, на кусок м€са или что-то еще, и все будет мирно. ≈сли вы повторите такое несколько раз, то проблема по поводу пищи исчезнет.

 огда щенки дерутс€, это вовсе не означает, что кто-то из них пытаетс€ получить позицию вожака или стать главнее. Ёто просто их процесс обучени€, им надо тренировать мышцы и свои коммуникативные способности. »менно в этом возрасте они учатс€ не кусать друг друга в полную силу, учатс€ взаимодействовать при помощи сигнальной системы.

” них в пасти находитс€ мощное оружие. «убы предназначены дл€ того, чтобы убить крупное животное, поэтому им необходимо научитьс€ коммуницировать. Ќо если вы посадите в клетку незнакомых волков, которые друг друга не знают, которые не €вл€ютс€ семьей, то они будут воевать, поэтому нельз€ изучить поведение волков в зоопарке.

ќчень часто при встрече собаки дерутс€. » мы думаем, что они решают, кто тут главный. Ќо это вр€д ли. ћожет, они просто друг другу не понравились, так же как люди друг другу не нрав€тс€. » когда они затевают драку, они просто показываютс€ друг перед другом. »м необходимо выгл€деть как можно более агрессивно, рычать агрессивнее, а кусатьс€ даже нет необходимости. » если вы не будете вмешиватьс€ в ситуацию собак, они разойдутс€ без конфликтов. Ќо тут возникает проблема. ’оз€ин собаки!

 огда вы, хоз€ин, видите, что ваша собака без поводка бежит к другой собаке, вы в панике говорите: «Ѕоже, они сейчас подерутс€», — и тут же начинаете орать «ко мне». ≈стественно, собака вас не слушает и бежит к другой собаке. » тогда вы орете другому владельцу собаки уже следующую свою сентенцию, самую отча€нную: «Ёто девочка?» ј оттуда смертельный приговор: «Ќет, это мальчик!» ¬ы также в вопл€х бежите, чтобы остановить драку, собаки сто€т нос к носу, с хвостами, подн€тыми к верху. » вы орете: «ќтойди, иди сюда». Ќо в ту секунду, что вы подходите к собаке, начинаетс€ драка.

ј теперь давайте посмотрим на ситуацию глазами собаки. ¬ы собака. ¬ы гул€ете, обнюхиваете травку и вдруг сирена: « о мне-е-е!». Ќо в этом же не имеет ничего общего с тем, чтобы подойти. Ёто, скорее, напоминает вам бомбардировку, атаку на собственность. ¬ы думаете: «√де же где же это нападение?» » видите другую собаку: «¬от же, вот же это нападение». », естественно, вы бежите к другой собаке. ј с большого рассто€ни€ та, друга€, собака выгл€дит маленькой. Ќо чем ближе вы подходите, тем больше собака, и вы уже не бежите, а потихонечку подбираетесь ближе, все врем€ слушаете: есть ли сзади поддержка от хоз€ина. », естественно есть, потому что вы лапами своими чувствуете, как тр€сетс€ земл€. ¬ы слышите, что кавалери€ торопитс€ на подмогу, крича, как в рог. јга, это сигнал к атаке. » вы все бежите вперед и в какую-то секунду обнаруживаете, что уже нос к носу стоите к другой собаке и пытаетесь ее запугать. » думаете: «„то же мой хоз€ин так медленно подходит?» ¬от, наконец, подошел хоз€ин, и вы думаете: «Ќу, все, можно начинать».

ј на самом деле собаки — не воинственные существа, они дружелюбные, легко обучаютс€ кооперироватьс€, а не вступать в конфликты. ≈стественно, что из каждого правила есть исключени€, как вот эта вот собака (фото).



ќн чувствует себ€ собственником. » эта проблема схожа с проблемой защиты своих детей. Ќе атакуйте собаку, котора€ защищает свои игрушки, потому что сообщение, которое вы посылаете своей собаке: € с тобой соревнуюсь. » вы можете вынудить собаку на агрессию, а на самом деле надо отойти в сторону.

ћы всегда очень боимс€ агрессии. я выделил 20 факторов, которые могут €вл€тьс€ причинами агрессивности собак, и подробно остановлюсь на каждом.

1. Ќаследственные характеристики пород.
2. ѕроблемы в дородовой период.
3. –анние опыты.
4. Ѕолее позднее воспри€тие.
5. √ормоны.
6. ‘рустраци€.
7. ќграничение свободы передвижени€.
8. —тресс.
9. ќграниченна€ сенсорна€ способность
10. Ѕолезни.
11. Ѕоль.
12. Ќедостаток пищи.
13. ќкрасы.
14. Ѕлизость.
15. —обственна€ территори€.
16. ¬оссоединение после разлуки.
17. «ащита раненого.
18. «ащита щенка или ребенка.
19. ѕоддержка.
20. ¬ладелец собаки.

Ќаследственность. ≈сть породы более агрессивные, есть породы более м€гкие. ќднако так же есть веро€тность происшествий в дородовом периоде. —кажем, беременна€ собака в состо€нии стресса, скорее всего, родит щенков, которые тоже будут в состо€нии стресса. ѕервые опыты жизни щенка остаютс€ с ним навсегда.

Ќапример, бывают щенки и кот€та, которые люб€т вз€ть что-то в пасть и жевать это, как будто сосут из бутылочки. »сследователи обнаружили, что это происходит тогда, когда им легко получить молоко из материнской груди.  огда сосок чересчур широкий, у щенков нет необходимости выталкивать молоко. ќднако сосательный рефлекс остаетс€, поэтому он присутствует с ними все врем€. —осательный рефлекс не удовлетвор€етс€, поэтому щенку необходимо продолжать что-то сосать. “ак же и более поздние опыты жизни будут иметь вли€ние на его дальнейшее развитие: как вы ведете себ€ со своей собакой, естественно, повли€ет на то, что будет с собакой дальше. ≈сли вы чересчур требовательны, то ваша собака вырастет очень пассивной. ≈сли вы общаетесь очень нежно, тепло, то вы вырастите очень активную, добрую и веселую собаку. » это вли€ет не только на поведенческие особенности собаки, но и в том числе на иммунную систему.

ќбнаружено, что более активные люди и собаки, более здоровы и продолжительность жизни у них длиннее. —обаки, которые очень послушны, все выполн€ют, над ними сильно доминирует владелец, часто болеют, живут меньше.

√ормоны также имеют значение. ≈сть женские гормоны, очень агрессивные, когда это, конечно, касаетс€ собак (смеетс€). » если у суки течка разгор€ченна€, об этом все знают. Ќо не многие знают, что через 2 мес€ца после течки у собаки начинаетс€ родова€ де€тельность, схожа€ с насто€щей, и она как бы рожает щенков.

—ука чувствует свое материнство, но многие люди этого не знают. я как то получил телефонный звонок от очень огорченного мужчины. «ћо€ овчарка-сука, по моему, сошла с ума», — говорил он. я спросил: «„то она делает?» «ќна залезла в шкаф, а когда € подхожу близко, она начинает рычать». ’оз€ин побил собаку, однако это не помогло. я спросил: « огда у собаки была течка?» ќказалось, 2 мес€ца назад. я ему сказал: «“ы изверг! “ы только что напал на мать с детьми. “ы делаешь то же самое по отношению к своей жене, когда у нее родова€ де€тельность?» ќн ответил: «Ќе-е-е-ет». «ѕоди и купи торт с сосисками дл€ собаки, — сказал € ему и угости свою собаку. ѕро€ви к ней уважение, потому что она мать».

Ќе будем заостр€ть внимание только на женских гормонах, потому что € хочу еще прожить долгую жизнь (смеетс€), давайте поговорим теперь о мужских. “естостерон. Ёто гормон, обладающий высокой потенцией, оказывает вли€ние на собаку в трех направлени€х: собака становитс€ более раздражительной и агрессивной — это гормон драки; собака становитс€ более сексуальной, а также это гормон стресса.

„то происходит в среде людей, развод€щих собак. Ќе в отношении всех собак, а некоторых пород. —удь€ на собачьих выставках, присваивает оценки более мускулистым собакам, поэтому генерируютс€ породы собак кобелиного типа. » если эта тенденци€ сохранитс€, то скоро мелкие породы в процессе отбора станут очень агрессивными. » соответственно, надо об этом говорить с судь€ми.

‘рустраци€ тоже может стать толчком дл€ агрессии. Ёто как c маленьким ребенком, который в супермаркете хочет мороженое, а мама отказываетс€ его покупать, тогда ребенок начинает кусатьс€ и пинатьс€.

ћы итак уже достаточно фрустрируем свою собаку, когда берем ее на поводок. Ёто не дает собаке подойти к другой собаке, поприветствовать ее, подойти к другому человеку и поприветствовать его. —оответственно, риск агрессии возрастает. ќграниченна€ свобода движени€ — это также один из факторов, который ведет к увеличению агрессивности: собака не может вылить агрессивность, и она увеличиваетс€. »ли нахождение собаки в машине либо в клетке. —обака, наход€ща€с€ в тесном пространстве, может сильнее испытывать приступы агрессии.

Ёто возможно также зависит от собачьего €зыка. ƒело в том, что собаки уже умели общатьс€ между собой задолго до того, как мы это узнали. ќни общаютс€, хвостом, ушами, позой, а также тем, как они поворачиваютс€, тем куда смотр€т и куда движутс€. ≈сли собака все врем€ находитс€ на поводке, на коротком поводке, то этот €зык разрушаетс€. » собака, наход€ща€с€ на поводке, гораздо с большей веро€тностью может зате€ть драку.

“акже продолжительный стресс ведет к большей степени раздражительности.

ќграниченна€ сенсорна€ способность. ќсобенно это касаетс€ глаз и ушей. ≈сть собаки, у которых слух недостаточно развит слух или собаки с проблемами слуха, что очень сложно идентифицировать. ” некоторых людей бывают глухие собаки, а они считают, что собака просто непослушна€. “акже случаетс€, что собака слепа€, а вы это не понимаете, пока собака не наткнетс€ на что-то. —обаки могут видеть лучше или хуже, нет никаких способов измерени€ зрени€ собаки, нельз€ определить хорошо или плохо она видит. ќдин ветеринар из ‘иладельфии придумал очки дл€ своей плохо вид€щей собаки, и это изменило ее проблематичное поведение. ≈сть породы, у которых челки на глазах, их зрение несколько искажено, но другие собаки способны понимать их €зык глаз. ѕоэтому если у вас собака с челкой, ее надо либо подрезать, либо зав€зывать хвостик.

» два последних фактора агрессивности — это болезнь и боль. ѕо какой-то причине нам кажетс€, что наша собака не настолько больна, насколько это есть. ѕочти 80% собак с проблемами поведени€ оказались больны теми или иными заболевани€ми, как правило, это основна€ причина агрессии, тревожного поведени€, гиперактивности. ” собак с проблемными поведением наиболее распространенное заболевание — это боли в спине. я опубликовал работу, котора€ была переведена и издана "ƒогфренд ѕаблишерс" (книга јндерса ’аллгрена "ѕроблема поведени€ или боль в спине?" - прим. ZooAtlas.ru). я работал с хиропрактами и другими физиотерапевтами, мы исследовали 400 собак, среди которых были проблемные и беспроблемные собаки. 60% обычных собак имели проблемы со спиной. » € сейчас хочу сказать то, что будет непри€тно некоторым сид€щим в зале. ” 25% этих собак были проблемы с шеей, и, конечно, это было напр€мую св€зано с тем, что хоз€ин нат€гивал поводок. Ќат€гивание поводка — это традици€, которую мы позаимствовали у предыдущих дрессировщиков. ћы перен€ли традицию рвать поводок, чтобы воспитывать собаку. Ќе только мы нат€гиваем и рвем поводок, но и собака нат€гивает и рвет поводок. ≈сли у вас еще есть и удавка, то она еще большую травму может нанести собаке. ≈сли вы задумаетесь над этим, то поймете, что когда вы рывком нат€гиваете поводок с удавкой, то, в общем-то, делаете то же самое, что делают те, кто вешает людей. ѕовешение — это достаточно рискованное зан€тие.
ѕытайтесь находить другие способы дрессировки, их множество!

—ледующий пункт несколько спекул€тивен. ¬зрослые собаки окрашены в более темные цвета по сравнению со щенками, у щенков более светлое пузо, холка. » возможно, что когда собака пытаетс€ произвести впечатление на другую собаку, то тогда вы видите больше черного подшерстка. я провел исследование. я разговаривал с владельцами, у которых в доме, в семье жили две собаки одной породы — одна черного окраса, а друга€ светлого, например, белый и черный пудель, золотистый ретривер и пр€мошерстный ретривер. я задавал владельцам вопросы, вроде этого: кака€ из собак наиболее агрессивно образом про€вл€ет свое внимание, когда вы приветствуете их? Ёто всегда была собака с более темным окрасом.

≈сть ситуации, в которых собаки готовы защищатьс€, примен€ть агрессивные наступательные действи€. —реди них мы можем назвать следующее: закрытое помещение, собственна€ территори€, воссоединение после разделени€, защита раненого, щенка, а также владелец собаки.

—ейчас вернемс€ к 14 пункту. —обаки очень чувствительны к близости, и это нагружает их эмоционально.  огда они хот€т впечатлить или напугать кого-то, то подход€т ближе; когда собираютс€ подратьс€, то притрагиваютс€. » если втора€ собака не хочет вступать в драку, тогда это прикосновение более телесное, и если драка в результате не происходит, то тогда одна собака влезает на другую, что напоминает совокупление — так они мир€тс€.

Ёто объ€сн€ет тот факт, что бывают собаки, которые не люб€т детей, потому что дети обнимают собак. »ногда очень крепко. —обака думает в таком случае: зачем ты лезешь в драку?

15 пункт — собственна€ территори€. —обаки очень хорошо имеют представление о своей территории и чувствуют себ€ уверено на ней. Ќо буквально метр-два от своего забора, и они ведут себ€ очень осторожно. ќсобенно осторожно они ведут себ€, если наход€тс€ на территории других собак. ¬озможно, это причина того, что собаки не устраивают драк на выставках, потому что кажда€ собака считает, что она на территории другой собаки.

“акже необходимо сказать о факторе воссоединени€ после разделени€, потому что это также эмоционально нагруженна€ ситуаци€ дл€ собаки. ≈сли у вас две собаки одного пола, и вы одну собаку забираете, оставл€€ другую дома, то когда вы вторую собаку приведете обратно домой, может произойти драка. Ќо эту проблему можно легко решить. — той собакой, котора€ осталась дома, следует пойти на улицу и дать вашим двум собакам встретитьс€ на улице. «десь играет роль именно фактор территории, потому что та собака, котора€ остаетс€ дома, получаетс€ сильнее.

«ащита раненого члена семьи также важна дл€ собаки, а также дл€ других животных, которые живут семь€ми. Ёто также касаетс€ защиты ребенка. ≈сли вы везете кол€ску с малышом, и кто-то из незнакомцев захочет на него посмотреть, то собака ненав€зчиво но настойчиво встанет между кол€ской и незнакомцем.

ќдин человек гул€л со своими двум€ овчарками, они были очень воспитанными, социально адаптированными, и у него случилс€ сердечный приступ, он упал, люди хотели помочь ему, но не смогли, так как собаки вели себ€, как львы. ѕриехала скора€, но и она не могла ничего сделать. ¬ конце концов, вызвали полицейских, которые сумели обезвредить собак, и только тогда уже медики смогли помочь человеку. Ќа следующий день стать€ в газете называлась «—обаки сошли с ума». Ќо они просто защищали своего хоз€ина.  аждое лето € слышу историю от владельцев: «ћо€ собака рехнулась. ќн так любил моего соседа, а теперь, когда сосед приходит, пес рычит». я всегда спрашиваю: «Ќу что, при€тно было повал€тьс€ на солнце?» ј хоз€ин всегда удивл€етс€: «“ы откуда знаешь?»  огда вы ложитесь на землю, то ваша собака пытаетс€ вас защитить, а когда вы сидите, то тогда вы уже сами можете о себе позаботитьс€.

» следующий фактор — это поддержка со стороны хоз€ина или другой собаки. ≈сли вы держите двух собак, то у вас банда. –иск агрессии значительно возрастает. » хоз€ин собаки также представл€ет собой мощную поддержку дл€ своего питомца, что в некоторых случа€х может стать проблемой.

 ак € уже упоминал ранее, иерархическа€ лестница работает не сверху вниз, а снизу вверх: именно младшие животные говор€т: ты мой отец, ты мо€ мать, ты главнее мен€.
Ќо когда € наблюдал за большими собаками, которые не €вл€ютс€ одной семьей, € всегда пыталс€ пон€ть феномен подчинени€, по какому принципу собаки надел€ют друг друга разными социальным статусом.

„то можно назвать, пожалуй, типичным дл€ завоевани€ социального статуса животным — это его социальна€ компетентность. Ќо, тем не менее, € многие годы задавалс€ этим вопросом. я думаю, что это оп€ть же теори€, € не уверен, но мне кажетс€, что этим недостающим фактором дл€ системы подчинени€ €вл€етс€ возраст. ћне кажетс€, что у старших, пожилых собак больший социальный статус в группе. ћолодые собаки смотр€т снизу вверх, про€вл€ют уважение и восхищаютс€ более старшими собаками.

≈сли у вас есть какие-то сомнени€ по поводу вашего лидерства, вы может провести такой тест. ќн состоит из следующих пунктов:

— ваша собака достаточно часто подходит к вам, чтобы вы ее погладили;
— когда вы говорите утвердительно, ободр€юще, ваша собака машет хвостом;
— когда вы приходите домой, ваша собака встречает вас повизгиванием и машет хвостом;
— когда вы обнимаете вашу собаку, ваша собака прижимает уши;
— собака часто целует вас или хотела бы это сделать;
— ваша собака всегда начинает смотреть в сторону через некоторое врем€ после того, как вы посмотрите ей в глаза;
— ваша собака опускает уголки губ, когда вы приветствуете ее.
— когда вы обнимаете свою собаку, она опускает шею и поднимает нос;
— ваша собака часто притрагиваетс€ к вам, как будто ей хочетс€, чтобы ее погладили;
— когда вы приветствуете собаку, она часто поворачиваетс€ спиной и хвостом к вам;
— и последнее, когда вы говорите злобно, ваша собака выгл€дит побежденной.

Ётот тест есть в моей книге (книга "јльфа синдром: лидерство или неоправданна€ жестокость"), и он означает, что вас ваша собака воспринимает вас как лидера, вожака. ѕроблема не в том, чтобы быть лидером, надо быть учителем. » если собака не воспринимает вас как главного, это проблема обучени€. ≈сли ваша собака бежит за бегунами, это не значит, что она вас не слушаетс€, потому что вы не вожак дл€ нее, ваша собака вас не слушаетс€, потому что вы ее не воспитали. » некоторых проблем сложно избежать, потому что некоторым вещам собаку достаточно сложно научить. „тобы научить собаку не бегать за бегущими людьми, трудно найти бегущего человека: вы же не может попросить бегуна остановитьс€, сказать ему, чтобы он дал лакомство собаке, а потом продолжал бежать. » если ваш доберман ведет себ€ агрессивно с детьми, вы не можете позвонить и попросить у друга детей на прокат.

«абудьте о том, чтобы быть вожаком, главным, доминантой. Ёто несущественно. Ёто неправильный метод работы, это сделает вашу собаку пассивной. Ѕалуйте вашу собаку, но вместе с тем будьте хорошим учителем дл€ нее.

¬ыступление “юрид –угос ƒиалог с собакой: сигналы примирени€

«оојтлас.ру

 
« ѕред.   —лед. »