’оваварты на ”рале. Ћоготип
Ѕиблиотека

’оваварты. „ленский билет —оюза RZV
’оваварты на ”рале. ¬семирна€ кинологическа€ ‘едераци€ FCI
’оваварты на ”рале. —оюз собаководов √ермании VDH
’оваварты на ”рале. –оссийска€ кинологическа€ ‘едераци€ – ‘
’оваварты на ”рале. √ерманский —оюз разведени€ ховавартов RZV
’оваварты на ”рале. ћеждународна€ ‘едераци€ ’овавартов IHF

ќ ховаварте:
√лавна€ќ насќ породе—обыти€—сылки онтакты
јнкаћакар–ика√ринго‘ото¬идеоЌаши щенки
Ѕиблиотека√остева€ книга арта сайта‘орум
¬ладимир и ќксана
г.  ≈катеринбург
телефон: 8-912-245-31-55
e-mail: Ётот e-mail защищен от спам-ботов. ƒл€ его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
–азвитие высоких способностей ѕечать E-mail
јвтор hovik   
08.02.2010 г.
¬ одном из телефонных разговоров с Ёвой Ўелиговской (п-к Staszel) € поинтересовалась о том, как идут дела в программе доготерапии. Ёва сообщила мне, что пов€зала сестру моей Top Quality Staszel и после щенков она примет активное участие в этой программе, т.к. имеет дл€ этого все данные.  роме того, четыре щенка из этого помета будут переданы дл€ дальнейшего обучени€ и работы в программе доготерапии. Ёва подчеркнула, что все щенки из этого помета имеют очень хорошую психику поскольку с ранних дней с ними занимались упражнени€ми по нейростимул€ции. ѕосле этих слов € сделала "стойку" и попросила Ёву рассказать мне о том, что есть "нейростимул€ци€". ќказываетс€, что американские военные кинологи разработали программу BIO SENSOR с помощью которой они выращивали собак, превосход€щих среднестатистических физически и психологически. ѕозднее эту программу стали использовать при выращивании будущих собак - полицейских, поводырей и доготерапевтов. Ёва прислала мне статью, котора€ предлагаетс€ вашему вниманию. Ќадеюсь, что эта, ранее не публиковавша€с€ в –оссии, стать€ будет полезна многим российским заводчикам ретриверов.

–ј«¬»“»≈ ¬џ—ќ »’ —ѕќ—ќЅЌќ—“≈….
___________________________________________________________
ѕ≈–¬ќЌј„јЋ№Ќќ »«ƒјЌЌќ≈  ј  "–јЌЌяя Ќ≈…–ќ—“»ћ”Ћя÷»я"
 армен Ћ. Ѕатталь€ (перевод ќсокина “)

”дивительно, но ещЄ до недавнего времени ученые не могли объ€снить различи€, которые существуют между особ€ми, когда одни имеют гораздо больше способностей чем другие.  ажетс€ что те, кто достигает высоких результатов, обладают способностью использовать скрытые ресурсы своего организма.

¬о всех программах разведени€ животных процесс селекции основан на положении, что все характеристики особи наследуютс€ от предков. ¬ попытках проанализировать генетику систематическим способом участвовали такие выдающиес€ личности как „арльз ƒарвин и ‘ренсис √алтон. Ќо только в последние дес€тилети€ была получена достойна€ оценка наследственности на основании адекватных денных.  аннингэм (1991) в исследовании достижений скаковых лошадей использовал базу данных Timeform и, сопоставив результаты достижений группы полубратьев и полусестер
, вы€вил их неоднородность. ≈го данные показывают, что скоростные качества лошадей только на 35% завис€т от фактора наследственности. »ными словами, за скоростные качества лошадей были ответственны только 35% наследуемых от родителей генов, а в остальные 65% входили такие факторы внешнего вли€ни€ как выращивание, тренировки и кормление. –абота  аннингэма, котора€ хоть и велась в области коневодства, может послужить дл€ других селекционеров нагл€дным пособием - сколько приходитс€ на генетику и родословные.  

»сследователи изучили это €вление и нашли новые способы внешнего воздействи€, чтобы улучшить естественные способности животных. Ќекоторые из обнаруженных методов имели стойкий эффект на прот€жении всей жизни особи. —егодн€ многие из различий между особ€ми можно объ€снить использованием ранних методов стимул€ции.

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈
______________________________
„еловек в течении многих столетий пробовал различные методы чтобы улучшить естественные способности животных. Ќекоторые из методов выдержали испытание временем. ѕроводившие исследовани€ в этой области, справедливо полагали, что период раннего возраста €вл€етс€ наиболее важным "окном" дл€ стимул€ции из-за ускоренного роста и развити€ особи. —егодн€ мы знаем, что начало жизни - врем€, когда физическа€ незрелость организма наиболее восприимчива и отзывчива к ограниченному, но важному классу стимулов. »сход€ из этого, большинство исследований было сосредоточенно на первых нескольких мес€цах жизни животных.

Ќоворожденные щенки кардинально отличаютс€ от взрослых собак. ќни рождаютс€ слепыми, их пищеварительна€ система имеет ограниченные возможности. ¬ этом возрасте они в состо€нии только чувствовать запах, сосать и ползать. “емпература тела, в основном, поддерживаетс€ близостью с телом матери и другими однопометниками. ¬ течении первых нескольких недель жизни щенки, как отмечают исследователи, очень чувствительны к ограниченному классу стимулов, которые включают тепловую и ос€зательную стимул€ции, движение и перемещение.

ƒругие млекопитающие рождающиес€ с ограничени€ми, например, мыши и крысы, также демонстрировали подобную чувствительность к эффекту ранней стимул€ции. »сследовани€ показали, что удаление их из гнезда на 3 минуты ежедневно в течении первых 5-10 дней жизни заставл€ет температуру их тела падать ниже нормальной. Ёто умеренна€ форма стимул€ции достаточна, чтобы стимулировать гормональные, надпочечные и гипофизарные системы. Ѕудучи взрослыми, те же самые животные были более приспособлены противосто€ть стрессам, в отличии от их однопометников, которые не были подвергнуты ранней стимул€ции.

Ћабораторные крыс€та, подвергавшиес€ стрессу в небольших количествах, вырастали в животных, способных выдержать максимально-стрессовую нагрузку. — другой стороны, однопометники, не подвергавшиес€ ранней стимул€ции, быстро истощались (вплоть до летального исхода) если на них длительно воздействовал стрессовый фактор. Ќапример, крысам св€зывали лапки и, таким образом, лишали их способности двигатьс€ в течении 24 часов. ” крыс, не подвергавшихс€ ранней стимул€ции, на фоне этого стресса развились €звы желудка, тогда как их "закаленные" однопометники прошли тест без ущерба дл€ здоровь€.

ќсоби, получившие раннюю нейростимул€цию,  раньше достигали половой зрелости; были более устойчивы к определенным формам рака и инфекционным заболевани€м; могли противосто€ть предельному воздействию голода и охлаждени€  в отличии от своих незакаленных однопометников. ƒругие успешные исследовани€ в области ранней нейростимул€ции были проведены на кошках и собаках. ¬ этих исследовани€х использовалс€ электроэнцефалограф, который идеально подходил дл€ измерени€ электроактивности мозга из-за его чрезвычайной чувствительности к изменению в работе мускулатуры, сердечного ритма и дыхани€. ƒанные ЁЁ√ показывают, что щенки и кот€та, получившие раннюю нейростимул€цию, лучше справл€ютс€ со стрессами и быстрее решают тесты, чем их нестимулированные однопометники.

ѕока эксперименты ещЄ не определили точную информацию об оптимальном количестве стресса, который должен сделать молодых животных превосход€щими в физиологическом и психологическом плане, но все исследователи соглашаютс€, что стресс может иметь положительную сторону. “акже известно, что определенное количество стрессовой нагрузки нормальное дл€ одной особи, может быть слишком интенсивным дл€ другой, и избыток стресса может повли€ть на задержку в развитии. ќпыты показывают, что ранн€€ нейростимул€ци€ может иметь положительные результаты, но должна использоватьс€ с осторожностью. »ными словами, избыток стресса может вызвать патологически-бедственные ситуации, а не физическое или психологическое превосходство.

ћ≈“ќƒџ —“»ћ”Ћя÷»»
________________________________-
¬ооруженные силы —Ўј в своей кинологической программе разработали метод ранней нейростимул€ции, который послужил пособием дл€ большинства подобных программ. ѕрограмма, предназначенна€ дл€ улучшени€ рабочих качеств собак, используемых в военных цел€х, была названа Bio Sensor. ѕозднее она стала известна широкой общественности как программа Super Dog. ¬ годы исследований военные вы€снили, что упражнени€ по ранней нейростимул€ции могут иметь важные и длительные эффекты. »х исследовани€ подтвердили, что есть определенные периоды времени в начале жизни щенка, когда нейростимул€ци€ имеет оптимальные результаты. ѕервый период времени включает в себ€ окно с третьего по шестнадцатый день жизни. Ётот интервал времени - период быстрого неврологического роста и развити€, и поэтому особенно важен дл€ щенка.

ѕрограмма  Bio Sensor, заинтересованна€ в получении собак с высокой работоспособностью, разработала метод ранней нейростимул€ции щенков. ћетод включает в себ€ п€ть упражнений, призванных стимулировать неврологическую систему.  аждое из упражнений проводитс€ с щенками 1 раз в день. “ренер начинает с одного щенка и стимулирует его с помощью каждого из п€ти упражнений (перечисленных ниже в пор€дке предпочтени€), «акончив с одним он начинает заниматьс€ следующим щенком. ≈жедневное зан€тие с каждым щенком включает в себ€ следующие упражнени€:
1. “актильна€ стимул€ци€ (между пальцами лап).
2. √олова, удерживаема€ вертикально вверх.
3. √олова, удерживаема€ вертикально вниз.
4. ѕоложение на спине.
5. “ермальное возбуждение.
    1. ƒержа щенка в одной руке, тренер м€гко щекочет щенка между
пальцами лапы (каждый раз разна€ лапа), использу€ ватную палочку. Ќеобходимо видеть, что щенок чувствует щекотание. ¬рем€ стимул€ции 3-5 секунд.
                                      
    
   2. »спользу€ обе руки, щенку придают вертикальное положение, при этом голова направлена вверх. ¬рем€ стимул€ции 3-5 секунд.

                                          
    
   3.  репко поддержива€ щенка обеими руками, перевернуть его головой вниз. ¬рем€ стимул€ции 3-5 секунд.
                                                  
   4. –асположите щенка так, чтобы его спинка покоилась в уголке обоих рук. ѕока щенок находитс€ в этом положении, не стесн€йте его движений. ¬рем€ стимул€ции 3-5 секунд.
                                                
    
   5. »спользуйте влажное полотенце, которое охлаждалось в холодильнике не менее 5 минут. ѕоложите щенка на полотенце и не ограничивайте его движени€. ¬рем€ стимул€ции 3-5 секунд.
                                          
Ёти п€ть упражнений производ€т воздействи€, которые не встречаютс€ в естественных услови€х раннего периода жизни щенка. ќпыт показывает, что многие щенки сопротивл€ютс€ этим упражнени€м, другие воспринимают их более спокойно.  ¬ любом случае, не повтор€йте их более одного раза в день и не увеличивайте врем€, рекомендованное дл€ каждого упражнени€. ѕеревозбуждение неврологической системы может иметь неблагопри€тные и вредные результаты.

ѕќЋ”„ј≈ћџ≈ ѕ–≈»ћ”ў≈—“¬ј
____________________________________
Ѕыли отмечены п€ть положительных моментов, которые наблюдались у собак, подвергнутым стимулирующим упражнени€м программы Bio Sensor:
1. ”лучшенна€ работа сердечно-сосудистой системы.
2. Ѕолее сильный сердечный ритм.
3. Ѕолее сильные надпочечники.
4. Ѕольша€ устойчивость к стрессам.
5. ¬ысокий иммунитет.

¬ проводимых тестах стимулированные щенки про€вл€ли активность и любознательность в большей мере, чем их нестимулированные однопометники. ќказыва€сь в лабиринте с преградами, нестимулированные щенки выгл€дели чрезмерно возбужденными, испуганными и совершали много ошибок. »х стимулированные однопометники в незнакомой обстановке были более спокойны и практически не совершали ошибок.

—ќ÷»јЋ»«ј÷»я
________________________________
¬ то врем€ как любое животное растет и развиваетс€, оно проходит через три стадии внешнего воздействи€. ѕервую стадию называют ранней нейростимул€цией, вторую - социализацией. Ёти две стадии имеют ограниченные временные рамки. ¬первые об этом упом€нул  . Ћоренц (1935),  огда написал о важности процессов стимулировани€ на примере импринтинга в юном возрасте и его вли€нии на дельнейшее развитие особи. Ќаиболее известный опыт по изучению социализации крупных животных был поставлен  еллогг и  еллогг (1933). ƒоктор  еллогг и его жена интересовались различием в раннем развитии детей и молодых животных. »х опыт состо€л в выращивании и воспитании собственного новорожденного ребенка и новорожденного примата. ќба младенца воспитывались вместе, как будто бы они были близнецами. Ёто исследование было предприн€то, чтобы продемонстрировать что среди млекопитающих существуют большие различи€ в скорости их физического и умственного развити€. Ќекоторые рождаютс€ относительно зрелыми и способными к передвижению, тогда как другие по€вл€ютс€ недоразвитыми, не способными передвигатьс€ и медленно развиваютс€. Ќапример, детеныш макаки –езус развиваетс€ намного быстрее шимпанзе и других "больших обезь€н". —амый медленный - человеческий младенец.

ќдно из самых ранних исследований в области социализации собак была предприн€то —коттом и ‘уллером (1965). ¬ своих исследовани€х они продемонстрировали наличие социализации на примере подражани€ поведению взрослых собак молодыми. Ѕольшинство исследователей соглашаютс€, что нехватка адекватной социализации приводит к недопустимому поведению, которое часто про€вл€етс€ как немотивированна€ агресси€, чрезмерна€ возбудимость, трусость и сексуальна€ апати€.

»сследовани€ социализации подтверждают, что критический период дл€ человеческих младенцев находитс€ во временных рамках от 3 недель до 12-мес€чного возраста. ƒл€ собак этот период короче - между четвертой и шестнадцатой недел€ми жизни. ¬ течении этих критических периодов времени могут пойти не так, как надо две вещи. ¬о-первых, недостаточный социальный контакт, такой как материнска€ забота и общение с себе подобными, может привести к неадекватному социальному и психологическому развитию (у людей про€вл€етс€ как необщительность и социапати€). ¬о-вторых, избыток материнской заботы может ограничить необходимый контакт с себе подобными и ситуаци€ми которые имеют важное вли€ние на рост и развитие. ” людей избыток материнской заботы порождает иждивенца, социально трудновоспитуемого и эмоционально-нестабильного индивидуума.

ќтсутствие внешних социальных взаимодействий и у детей, и у щенков обычно приводит к недостаточной социальной приспособл€емости. ћолодн€к, который долго растет в изолированной среде становитс€ болезненным, подавленным и недостаточно гибким, чтобы формировать элементарные социальные контакты.

¬ладельцы, которые имеют плотный график работы, часто недостаточно внимательны к своим собакам. «апертые в четырех стенах, они редко вид€т других собак или незнакомцев и страдают от недостаточной стимул€ции и социализации. ƒл€ многих побочный эффект одиночества выливаетс€ в деструктивное поведение в форме "грызение", рыть€ и неуправл€емости.

—тановитс€ €сно, что небольшое количество стресса во врем€ ранней нейростимул€ции, впоследствии сопровождаемое своевременной социализацией, могут привести к полезным результатам. ќднако, опасность здесь может таитьс€ в незнании порогов недостаточной или избыточной стимул€ции. ћного несоциализированного надлежащим образом молодн€ка развиваетс€ во взрослых особей, неподготовленных дл€ взрослой жизни и неспособных справитьс€ с незначительным стрессом. ѕопытки повторной социализации в зрелом возрасте приносили очень незначительный эффект. Ёти неудачи подтверждают, что периоды времени, открытые дл€ ранней нейростимул€ции и социализации даютс€ природой только однажды.

“ретью, заключительную стадию в процессе роста и развити€ называют стадией обогащени€. ¬ отличие от первых двух стадий, это не имеет временных рамок и охватывает очень длинный промежуток времени. ќбогащение - термин, означающий положительную сумму событий, которые имеют совокупный эффект на особь. —обыти€ обогащени€ подвергают особь широкому разнообразию интересных, новых и захватывающих событий с регул€рной возможностью свободно исследовать и взаимодействовать с ними. –езультаты исследований показывают, что особи, выращенные в обогащенной среде, станов€тс€ более любознательными и способными справл€тьс€ с трудными задачами. ¬озможно, самый известный пример детской программы обогащени€ - образовательна€ телепрограмма "”лица —езам". –езультаты исследований показали, что дети, которые регул€рно смотрели эту программу, обучались намного легче, чем дети, еЄ не смотревшие. — другой стороны, большинство детей с низкими школьными баллами росли без должных контактов с ровесниками, недостатком воспитани€, отсутствием книг и игрушек, но зато с обильной диетой из телевизионных мыльных опер.

ѕодобна€ аналоги€ может быть проведена и среди собак. ќни учатс€ на прот€жении всей жизни, потому что их нейросистема хранит информацию, котора€ в последствии может иметь неоценимое применение. »сследовани€ —котта и ‘уллера полностью подтверждают что "необогащенные" щенки, при предоставлении им свободы выбора, предпочитают оставатьс€ "в своей конуре". ќни типично бо€лись незнакомых объектов и вообще предпочитали пр€татьс€, а не исследовать. Ёти щенки во многих отношени€х были подобны обездоленным дет€м.

–егул€рные поездки в парк, торговые центры и дрессировочные площадки служат хорошим примером действий обогащени€.

«ј Ћё„≈Ќ»≈
________________________________
—тановитс€ €сным, что небольшое количества стресса в начале жизни может дать очень положительные результаты. ќпасность, однако, находитс€ в незнании порогов недостаточной или чрезмерной стимул€ции. “ем не менее, отсутствие адекватного количества стимул€ции вообще, могут привести к отрицательным и нежелательным результатам. ќсновыва€сь на вышеупом€нутом, можно справедливо заметить, что работоспособность большинства собак может быть улучшена посредством вышеописанных методов.  ажда€ из стадий вносит вклад совокупным способом и поддерживает последующую стадию развити€.

¬о избежание риска недостаточной или чрезмерной стимул€ции, рекомендуетс€ использовать методы, разработанные программой Bio Sensor (известна€ в последствии как программа Super Dog).

ѕеревод ќсокина “ать€на
питомник Slav Trophy
_________________________
при перепечатке ссылка на сайт об€зательна

Ётот метод используемый во всем мире, стал причиной споров российских кинологов и любителей. ќднако, хочу заметить, что этот метод примен€етс€ дл€ собак разводимых в организованных питомниках, а не в квартирах. ≈стественно, щенки родившиес€ в комнате заводчика и без того получает стимул€цию разных видов. »х берут в руки (и не однократно) и совершают с ними разные манипул€ции с рождени€ до передачи его владельцу. ¬ статье же подразумеваетс€ разведение собак профессиональными питомниками определенного направлени€ (полицейских, поводырей, терапевтов). ¬ большей части это большие питомники с большим поголовьем и дозированным общением с человеком. »менно дл€ таких собак и разработан этот метод. ’от€ не вижу причин, чтобы не почерпнуть что то полезное  в этой статье. ”читывать это нужно и тем, кто организовывает свой питомник на улице. ƒумаю, многие знакомы с термином "питомникова€ трусость", об этом можно рассуждать долго, но не в рамках этой статьи. “ак почему же не использовать мировую практику? »ли мы пойдем своим путем?
                                                
                                                                                                       
  ќсокина “ать€на 
                                                                                                                                                           http://www.slav-trophy.ru/index.htm
ѕоследнее обновление ( 28.02.2010 г. )
 
« ѕред.   —лед. »